| Текст | ↓ | № |
|---|---|---|
| Благодаря Своим энергиям всепроникающий Верховный Господь распространяет Свою абсолютную власть как на деятельность, целью которой является достижение господства над материальной энергией, так и на деятельность в преданном служении. При всех обстоятельствах Он остается верховным повелителем как невежества, так и истинного знания. 2.6. Подтверждение Пуруша-сукты |
| ШБ 2.6.21 |
| Из совокупной энергии, махат-таттвы, Я создал ложное эго, три гуны материальной природы, пять материальных элементов, индивидуальное сознание, одиннадцать чувств и материальное тело. Аналогичным образом, вся вселенная также появляется на свет из Верховной Личности Бога. 3.32. Путы кармической деятельности |
| ШБ 3.32.29 |
| Научившись отличать Сверхдушу от индивидуальной души, царь Малаядваджа обрел совершенное знание. Индивидуальная душа находится в одном месте, тогда как Сверхдуша вездесуща. Царь до конца осознал, что материальное тело отлично от души, которая просто наблюдает за действиями тела. 4.28. Как Пуранджана в следующей жизни родился женщиной |
| ШБ 4.28.40 |
| Человек, который смотрит на свое отражение в зеркале, думает, что между ним и его отражением нет разницы, тогда как другие видят два тела; точно так же, когда живое существо обусловливается соприкосновением с материей, которая влияет и в то же время не влияет на него, между ним и Богом возникает различие. 4.28. Как Пуранджана в следующей жизни родился женщиной |
| ШБ 4.28.63 |
| Под влиянием внешней энергии в уме индивидуальной души, утратившей сознание Кришны, возникает множество идей и желаний. Они существуют с незапамятных времен и иногда [во время бодрствования или сна] проявляются, а иногда [в глубоком сне (в бессознательном состоянии) либо в состоянии транса] исчезают. Человек, достигший освобождения еще при жизни [дживан- мукта], ясно видит все это. 5.11. Джада Бхарата дает наставления Махарадже Рахугане |
| ШБ 5.11.12 |
| Вдумчивый человек способен видеть, что Высшая Душа, несмотря на многообразие Своих проявлений, является единой основой бытия. Она — причина совокупной материальной энергии, из которой затем возникает мироздание, и потому Она — причина всех причин, источник разума и чувств. Пронизывая Собой все сущее, Она вдыхает жизнь в неодушевленную материю. Ты и есть та Сверхдуша, высший повелитель, и потому Ты — неизменная основа всего сущего. 6.9. Появление демона Вритрасуры |
| ШБ 6.9.38 |
| Сбитая с толку телесными представлениями о жизни, обусловленная душа думает, что со смертью тела гибнет и живое существо. Господь Вишну, Личность Бога, — это верховный повелитель, Сверхдуша всех живых существ. Поскольку у Господа нет материального тела, у Него нет и ложных представлений «я» и «мое». А значит, неверно считать, что Господь чувствует боль, когда Его хулят, или радуется, когда Ему возносят молитвы. Такого с Ним не бывает. У Господа нет ни врагов, ни друзей. Карает Он демонов или внимает молитвам Своих преданных — Он и тех и других одаряет благом. Ни молитвы, ни поношения не могут повлиять на Господа. 7.1. Верховный Господь ко всем относится одинаково |
| ШБ 7.1.25 |
| Восемь отделенных материальных энергий Господа, три гуны материальной природы и шестнадцать принимаемых ими форм [одиннадцать чувств и пять грубых элементов, таких как земля и вода] образуют оболочку, в которой заключена вечная неделимая душа, наблюдающая за их взаимодействием. Поэтому все великие ачарьи говорят, что такая индивидуальная душа обусловлена материальными элементами. 7.7. Знание, полученное Прахладой в лоне матери |
| ШБ 7.7.22 |
| Внутри вселенной Верховная Личность Бога пребывает везде как Сверхдуша всего живого и неживого. Поэтому каждый должен довольствоваться тем, что выделено ему судьбой, и не посягать на чужую собственность. 8.1. Ману, правящие вселенной |
| ШБ 8.1.10 |
| Я почтительно склоняюсь перед Тобой, Сверхдушой, повелителем всего сущего и свидетелем всего, что творится в мире. Ты — Верховная Личность, в которой берет начало материальная природа и вся материальная энергия. Тебе принадлежат все материальные тела. Таким образом, Ты — совершенное целое, и я в почтении склоняюсь пред Тобой. 8.3. Молитвы Гаджендры |
| ШБ 8.3.13 |
| Господь Брахма сказал: О Верховный Господь, о неизменная и безграничная Высшая истина! Ты — источник всего сущего. Вездесущий, Ты пребываешь в сердце каждого и в каждом атоме. Ты свободен от материальных качеств и непостижим. Ум не в силах объять Тебя, и словами невозможно описать Твое величие. Ты — Верховный повелитель каждого, поэтому каждый должен Тебе поклоняться. Мы в почтении склоняемся перед Тобой. 8.5. Полубоги просят у Господа защиты |
| ШБ 8.5.26 |
| О Господь, мы, полубоги, правящие этой вселенной, пришли, чтобы склониться к Твоим лотосным стопам. Исполни же, пожалуйста, то, ради чего мы к Тебе пришли. Ты — свидетель, наблюдающий за всем как изнутри, так и снаружи. Нет ничего, что было бы скрыто от Твоего взора, поэтому мы не видим нужды рассказывать Тебе о нашей беде. 8.6. Полубоги и демоны заключают перемирие |
| ШБ 8.6.14 |
| Чтобы защитить Своих преданных слуг, Ядавов, от преследований Камсы, Бхагаван — Личность Бога, Высшая Душа в сердце каждого [Вишватма] — отдал Йогамайе следующее распоряжение. 10.2. Молитвы полубогов к Господу Кришне, пребывающему в лоне матери |
| ШБ 10.2.6 |
| Тело (вселенское тело и индивидуальное тело имеют одинаковый состав) можно образно назвать «изначальным деревом». Это дерево растет на земле материальной природы, которая служит ему опорой, и приносит двоякие плоды: наслаждение, вызванное счастьем, и страдание, вызванное горем. Причиной дерева, образующей три его корня, является соприкосновение с тремя гунами материальной природы: благостью, страстью и невежеством. Телесное счастье — это плоды, имеющие четыре вкуса (религиозность, материальное благосостояние, чувственные удовольствия и освобождение), которые воспринимаются с помощью пяти познающих органов чувств посреди шести обстоятельств: скорби, иллюзии, старости, смерти, голода и жажды. Семь слоев коры этого дерева — кожа, кровь, мышцы, жир, кости, костный мозг и семя, а восемь его ветвей — это пять грубых и три тонких элемента: земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго. У дерева-тела девять дупел — глаза, уши, ноздри, рот, прямая кишка и гениталии — и десять листьев, то есть десять воздушных потоков в теле. На этом дереве-теле сидят две птицы: индивидуальная душа и Высшая Душа. 10.2. Молитвы полубогов к Господу Кришне, пребывающему в лоне матери |
| ШБ 10.2.27 |
| Затем Брахмананда Бхарати сказал: «Живое существо может находиться только в одном месте, тогда как Верховный Брахман пронизывает Собой все сущее. Так гласят богооткровенные писания». 2.10. Возвращение Господа в Джаганнатха-Пури |
| ЧЧ 2.10.168 |
| ЛекБГ 2.16: 22 августа 1973 года, Лондон 2. Краткое изложение "Бхагавад-Гиты" |
| ЛекБГ 2.1C5B6 |
| ЛекБГ 2.17: 22 ноября 1972, Хайдарабад 2. Краткое изложение "Бхагавад-Гиты" |
| ЛекБГ 2.1C5BA |
| ЛекБГ 2.17: 23 августа 1973 года, Лондон 2. Краткое изложение "Бхагавад-Гиты" |
| ЛекБГ 2.1C5BE |
| ЛекБГ 2.1-11: 17 октября 1975, Йоханнесбург 2. Краткое изложение "Бхагавад-Гиты" |
| ЛекБГ 2.1C5D2 |
| ЛекБГ 2.21-22: 26 августа 1973 года, Лондон 2. Краткое изложение "Бхагавад-Гиты" |
| ЛекБГ 2.1C5DA |
| ЛекБГ 2.30: 31 августа 1973 года, Лондон 2. Краткое изложение "Бхагавад-Гиты" |
| ЛекБГ 2.1C5FE |
| ЛекБГ 2.17: 22 ноября 1972, Хайдарабад 2. Краткое изложение "Бхагавад-Гиты" |
| ЛекБГ 2.1C5BA |
| ЛекБГ 13.1-2: 25 сентября 1973, Бомбей 13. Природа, наслаждающийся и сознание |
| ЛекБГ 13.1C47E |
| ЛекБГ 13.1-2: 10 августа 1973 года, Париж 13. Природа, наслаждающийся и сознание |
| ЛекБГ 13.1C48E |
| ЛекБГ 13.1-3: 13 октября 1975, Дурбан 13. Природа, наслаждающийся и сознание |
| ЛекБГ 13.1C492 |
| ЛекБГ 13.23: 22 октября 1973, Бомбей 13. Природа, наслаждающийся и сознание |
| ЛекБГ 13.1C4A6 |
| ЛекБГ 13.3: 26 сентября 1973, Бомбей 13. Природа, наслаждающийся и сознание |
| ЛекБГ 13.1C4AE |
| ЛекБГ 13.3: 26 сентября 1973, Бомбей 13. Природа, наслаждающийся и сознание |
| ЛекБГ 13.1C4AE |
| ЛекБГ 13.3: 30 декабря 1972, Ахмедабад 13. Природа, наслаждающийся и сознание |
| ЛекБГ 13.1C4B2 |
| ЛекБГ 13.3: 11 августа 1973 года, Париж 13. Природа, наслаждающийся и сознание |
| ЛекБГ 13.1C4B6 |
| ЛекБГ 13.3: 11 августа 1973 года, Париж 13. Природа, наслаждающийся и сознание |
| ЛекБГ 13.1C4B6 |
| ЛекБГ 13.35: 6 июня 1974, Женева 13. Природа, наслаждающийся и сознание |
| ЛекБГ 13.1C4BA |
| ЛекБГ 13.4: 27 февраля 1975, Майами 13. Природа, наслаждающийся и сознание |
| ЛекБГ 13.1C4C2 |
| ЛекБГ 13.4: 12 августа 1973 года, Париж 13. Природа, наслаждающийся и сознание |
| ЛекБГ 13.1C4C6 |
| ЛекБГ 13.5: 13 августа 1973 года, Париж 13. Природа, наслаждающийся и сознание |
| ЛекБГ 13.1C4CE |
| ЛекБГ 13.1-2: 25 сентября 1973, Бомбей 13. Природа, наслаждающийся и сознание |
| ЛекБГ 13.1C47E |
| ЛекБГ 13.1-2: 25 сентября 1973, Бомбей 13. Природа, наслаждающийся и сознание |
| ЛекБГ 13.1C47E |
| ЛекБГ 13.1-2: 25 сентября 1973, Бомбей 13. Природа, наслаждающийся и сознание |
| ЛекБГ 13.1C47E |
| ЛекБГ 13.1-3: 13 октября 1975, Дурбан 13. Природа, наслаждающийся и сознание |
| ЛекБГ 13.1C492 |
| ЛекБГ 13.1-3: 13 октября 1975, Дурбан 13. Природа, наслаждающийся и сознание |
| ЛекБГ 13.1C492 |
| ЛекБГ 13.1-3: 13 октября 1975, Дурбан 13. Природа, наслаждающийся и сознание |
| ЛекБГ 13.1C492 |
| ЛекБГ 13.23: 22 октября 1973, Бомбей 13. Природа, наслаждающийся и сознание |
| ЛекБГ 13.1C4A6 |
| ЛекБГ 13.3: 26 сентября 1973, Бомбей 13. Природа, наслаждающийся и сознание |
| ЛекБГ 13.1C4AE |
| ЛекБГ 13.3: 26 сентября 1973, Бомбей 13. Природа, наслаждающийся и сознание |
| ЛекБГ 13.1C4AE |
| ЛекБГ 13.3: 26 сентября 1973, Бомбей 13. Природа, наслаждающийся и сознание |
| ЛекБГ 13.1C4AE |
| ЛекБГ 13.3: 30 декабря 1972, Ахмедабад 13. Природа, наслаждающийся и сознание |
| ЛекБГ 13.1C4B2 |
| ЛекБГ 13.3: 11 августа 1973 года, Париж 13. Природа, наслаждающийся и сознание |
| ЛекБГ 13.1C4B6 |
| ЛекБГ 13.3: 11 августа 1973 года, Париж 13. Природа, наслаждающийся и сознание |
| ЛекБГ 13.1C4B6 |
| ЛекБГ 13.3: 11 августа 1973 года, Париж 13. Природа, наслаждающийся и сознание |
| ЛекБГ 13.1C4B6 |
| ЛекБГ 13.3: 11 августа 1973 года, Париж 13. Природа, наслаждающийся и сознание |
| ЛекБГ 13.1C4B6 |
| ЛекБГ 13.35: 6 июня 1974, Женева 13. Природа, наслаждающийся и сознание |
| ЛекБГ 13.1C4BA |
| ЛекШБ 1.2.32: 11 ноября 1972, Вриндаван 1.2. Божественность и божественное служение |
| ЛекШБ 1.2.1C7FA |
| ЛекШБ 1.2.6: 11 ноября 1973, Дели 1.2. Божественность и божественное служение |
| ЛекШБ 1.2.1C806 |
| ЛекШБ 2.1.4: 7 ноября 1973, Дели 2.1. Первый шаг в познании Бога |
| ЛекШБ 2.1.1C966 |
| ЛекШБ 2.1.4: 7 ноября 1973, Дели 2.1. Первый шаг в познании Бога |
| ЛекШБ 2.1.1C966 |
| ЛекШБ 2.1.4: 7 ноября 1973, Дели 2.1. Первый шаг в познании Бога |
| ЛекШБ 2.1.1C966 |
| ЛекШБ 3.25.39-40: 8 декабря 1974, Бомбей 3.25. Величие преданного служения |
| ЛекШБ 3.25.1C9FA |
| ЛекШБ 3.25.4: 4 ноября 1974, Бомбей 3.25. Величие преданного служения |
| ЛекШБ 3.25.1C9FE |
| ЛекШБ 3.25.4: 4 ноября 1974, Бомбей 3.25. Величие преданного служения |
| ЛекШБ 3.25.1C9FE |
| ЛекШБ 3.26.3: 15 декабря 1974, Бомбей 3.26. Начала материальной природы |
| ЛекШБ 3.26.1CA66 |
| ЛекШБ 3.26.3: 15 декабря 1974, Бомбей 3.26. Начала материальной природы |
| ЛекШБ 3.26.1CA66 |
| ЛекШБ 3.26.3: 15 декабря 1974, Бомбей 3.26. Начала материальной природы |
| ЛекШБ 3.26.1CA66 |
| ЛекШБ 7.9.19: 7 сентября 1969, Гамбург 7.9. Прахлада успокаивает Господа Нрисимхадеву молитвами |
| ЛекШБ 7.9.1CB1A |
| БВ .: 29 ноября 1972, Хайдарабад |
| БВ .1CDBA |
| БВ .: март 1968, Сан-Франциско |
| БВ .1CDEE |